Как развить способность к обучению

Содержание

Высокая способность к обучению важна в любом возрасте. Если для ребенка это главное условие успешной учебы в школе и формирования базы знаний, то для взрослого высокая обучаемость – ключевой фактор успешности в работе и умения приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Не секрет, что наука и техника в современном мире прогрессирует с огромной скоростью и работникам большинства специальностей необходимо быть готовыми к этому.  О том, от каких факторов зависит способность к обучению, как ее повысить и какие факторы могут препятствовать развитию когнитивных способностей, мы расскажем в наших статьях.

1. Слагаемые высокой обучаемости 

2. Почему высокообучаемые люди работают эффективнее?

3. Советы по развитию обучаемости

4. «Враги» высокой обучаемости

Как развить способность к обучению в любом возрасте? В развитии обучаемости есть 4 способствующих процессу фактора и один фактор-препятствие. Рассмотрим эти факторы подробнее.  

Факторы, способствующие повышению обучаемости:

Суть процесса обучения сводится к преодолению препятствий в виде решения поставленных задач. Неопределенность, связанная с этим, несет в себе стресс, и к нему нужно быть готовым – чем выше такая готовность, тем меньше сил организм затратит на нейтрализацию стресса вместо обработки новой информации.

Высокая обучаемость неотделима от способности смотреть на привычные вещи с новых точек зрения. Человеку, который хочет «прокачать» собственную способность к обучению, важно выработать привычку поиска новых путей решения старых вопросов. Таким образом расширяется база знаний, появляется новый опыт, а мозг привыкает к нестандартному мышлению.

Просто получить опыт еще не значит научиться чему-то новому. Обучение происходит только тогда, когда опыт, его положительные и отрицательные стороны, а также собственное поведение и мотивы, которые привели к принятию именно этого решения, будут всесторонне проанализированы. Вдумчивая обратная связь – важнейшее слагаемое успешного обучения.

Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Готовность к регулярному выходу из зоны комфорта, погружению в незнакомые обстоятельства для получения нового опыта и знаний очень важна. 

 

Наряду с факторами, способствующими обучению есть и фактор (к счастью, единственный), ему препятствующий. Этот фактор может надолго затормозить рост и стать существенной преградой для повышения обучаемости.

Обратная связь при получении новых знаний и опыта не всегда бывает положительной – нередко она является критической. Естественным желанием человека в момент, когда он сталкивается с критикой, является защита от нее. Но такой подход неконструктивен. Высокообучаемый человек не позволяет эмоциям брать верх, он тщательно обрабатывает обратную связь, извлекая из нее важные для себя моменты.

Важное значение в повышении способности к обучению играет поддержка мозга витаминно-растительными комплексами. В частности, хорошо зарекомендовал себя БАД Dr. Eglar MEMO. Его действующими компонентами являются экстракты лекарственных растений, стимулирующие кровоснабжение и питание клеток мозга – гинкго билоба, левзеи сафлоровидной, астрагала перепончатого, а также витамин D, важный для работы нервных клеток. 

Мнение специалиста

Пушкарева Наталья

Пушкарева Наталья

Провизор, health coach, консультант по витаминам, бадам и здоровому образу жизни.

Окончательное формирование мозга заканчивается к 25 годам – к этому моменту сформированы все необходимые синапсы, миелинизированы нервные волокна. Но мозг не теряет способности к обучению, он продолжает, если это необходимо, создавать новые синаптические связи и оптимизировать старые. Задача человека – ставить мозг в условия, когда ему необходимо создавать новые нейронные связи, то есть продолжать обучаться новому.

Высокая способность к обучению хороша не только сама по себе, как фактор быстрого и легкого усвоения новой информации. Ученые обнаружили еще один плюс высокой обучаемости – такие люди эффективнее работают и, как правило, лучше встраиваются в рабочий коллектив.

Людей с высоким уровнем обучаемости отличают такие черты как:

  • общительность;

  • активность;

  • креативность;

  • спокойствие.

Такие люди чаще открыто сообщают начальству о своих рабочих идеях, предлагают новые и нестандартные пути решения поставленных задач, стремятся к совершенству в своих действиях, здраво относятся к критике. В сложных ситуациях высокообучаемые люди ведут себя собранно, выходят из них эффективно, а полученный опыт быстро обращают на пользу себе и своей работе. Такие люди особенно ценны для управленцев, которым важна грамотная обратная связь по поставленным задачам для выработки эффективной стратегии их решения в будущем. Особенно важен такой фидбек в случаях когда производительность оказалась ниже, чем ожидалось и там, где обычный человек примет позицию обороны, защищая себя и оправдываясь, высокообучаемый работник даст четкие объяснения о причинах такой ситуации и предложит пути ее решения.

Защитное поведение, фактор-препятствие высокой обучаемости, негативно сказывается на следующих качествах работника:

  • коммуникация;

  • самосознание;

  • адаптация;

  • способность к решению сложных задач;

  • готовность к внедрению изменений;

  • достижение целей.

Повысить способность к обучению может каждый здоровый человек в любом возрасте. Хорошо себя зарекомендовал в этом вопросе курсовой прием добавок, в состав которых входят вещества, питающие нервную систему, например, БАД Dr. Eglar MEMO. Его действующими компонентами являются экстракты лекарственных растений, стимулирующие питание клеток мозга и кровообращение в мозговых сосудах – гинкго билоба, левзеи сафлоровидной, астрагала перепончатого, а также витамин D, важный для работы нервных клеток. 

Мнение специалиста

Пушкарева Наталья

Пушкарева Наталья

Провизор, health coach, консультант по витаминам, бадам и здоровому образу жизни.

Как развить способность к обучению у взрослого? Оказалось, что обучение новому идет эффективнее, если оно сопровождается эмоциями. Связано это с тем, что в ответ на вызывающее эмоции событие нервная система вырабатывает дофамин, «гормон счастья». Дофамин способствует закреплению нужной информации, мозг более тщательно ее анализирует.

Натренировать можно не только мышцы, но и мозг – более того, мозг не менее, чем мускулатура, нуждается в регулярных тренировках. Чем чаще его тренировать, тем выше будет его способность к обучению, тем более результативной будет его работа. Далее несколько советов, которые помогут сделать тренировки мозга максимально эффективными.

У каждого человека есть индивидуальные особенности в отношении усвоения информации. Например, кому-то проще запомнить услышанное, а кому-то – увиденное: соответственно, ждать от человека с преимущественно визуальной памятью, что он хорошо усвоит информацию из обучающего подкаста, не стоит. Экстравертам проще обучаться в группе, интровертам – работать с информацией в одиночку или с репетитором. Есть люди, которым необходима информация в виде таблиц и схем, а есть те, кто лучше всего усваивает материал из ситуационных задач. Да, сделать процесс обучения на 100% комфортным невозможно – мы уже говорили, что изучение нового всегда идет через определенный дискомфорт. Тем не менее, не стоит создавать себе сложности искусственно – лучше учесть свои индивидуальные особенности заранее.

Память является основой способности к обучению, поэтому тренировать ее необходимо постоянно, буквально каждый день. С другой стороны, не стоит загружать память рутинной информацией – например, списком дел на день, его лучше занести в записную книжку или телефонный органайзер. Рутинная информация является белым шумом для мозга и скорее «забивает» память, мешая ее работе, чем способствует ее прокачке.

Ничто так не мешает хорошему начинанию, как отсутствие четких целей. Невозможно прилагать усилия, не имея мотивации. Поэтому перед тем, как начать обучение, честно ответьте самому себе на вопрос, зачем оно необходимо. При этом цели могут быть разные и не стоит их обесценивать: например, мотивация изучать иностранный язык чтобы держать мозг в тонусе и избежать болезни Альцгеймера не менее ценна и важна, чем мотивация, обоснованная перспективой бизнеса с иностранными партнерами. На выбор мотивации не должно влиять общественное одобрение – главное, чтобы ваша цель имела ценность лично для вас и была обозначена.

Постоянное повторение одних и тех же действий в процессе обучения снижает его эффективность. Чередуйте задачи, выбирайте новые подходы к их решению, по возможности сводите рутину к минимуму – таким образом вы будете постоянно тренировать мозг и повышать его эффективность.

Нередко столкнувшись со сложной терминологией мы чувствуем ступор – в основном он возникает из-за обилия непонятных слов. Начните с доступного лично вам объяснения новых понятий и уже потом работайте с ними – так запоминание нового будет проще и эффективнее

Как развить способность к обучению эффективно и быстро? В тренировке мозга действует то же правило, что и в тренировке мышц: не нужно перегружать себя. Объем новой информации нужно дозировать и обязательно чередовать умственные нагрузки с отдыхом и расслаблением.

Мозг нуждается в питании точно так же как и любые другие ткани человеческого организма – поэтому важно употреблять в пищу продукты, богатые витаминами и ненасыщенными жирными кислотами Омега. В некоторых случаях врач может рекомендовать и прием препаратов, стимулирующих мозговое кровообращение.

Благотворное влияние на способность к обучению оказывает курсовой прием витаминно-растительных добавок, в состав которых входят вещества, питающие нервную систему, например, БАД Dr. Eglar MEMO. Его действующими компонентами являются экстракты лекарственных растений, стимулирующие кровоснабжение и питание клеток мозга – гинкго билоба, левзеи сафлоровидной, астрагала перепончатого, а также витамин D, важный для работы нервных клеток. 

Мнение специалиста

Пушкарева Наталья

Пушкарева Наталья

Провизор, health coach, консультант по витаминам, бадам и здоровому образу жизни.

Физические упражнения улучшают долговременную память и внимание, повышают способность человека к обучению в целом. Этот факт подтверждают многочисленные исследования ученых всего мира. Для эффективного результата со стороны обучаемости необходимо уделять спорту не менее 30 минут трижды в неделю.

Развить обучаемость может каждый здоровый человек. Однако, увлекшись тренировками мозга, важно не забывать о факторах, которые могут существенно снизить эффективность таких тренировок. 

Среди таких факторов:

Для того, чтобы эффективно обрабатывать новую информацию, мозг нуждается в своевременном отдыхе. При этом даже во сне мозг продолжает работать – но это работа другого рода, если во время бодрствования мозг преимущественно обрабатывает поступающую информацию и принимает решения, то во время сна мозг занимается систематизацией полученной днем информации. Кроме того, во время сна протекают процессы регенерации и нервной системы, выражаясь техническим языком происходит ее «перезагрузка». Поэтому недостаточный по длительности и глубине сон является одним из главных врагов эффективной работы мозга и обучаемости.

Обучение более эффективно, когда оно проходит в соответствующей атмосфере. Тишина, удобное рабочее место с подобранной в соответствии с ростом и телосложением мебелью, отсутствие отвлекающих раздражителей (телевизора, гаджетов) – важные условия, необходимые для эффективного освоения новой информации.

Непонятный учебник, слишком частые занятия и даже непонятная речь преподавателя – все это факторы, которые неизбежно будут мешать обучению. Если вы заметили наличие факторов такого рода, стоит как можно скорее их устранить: например, заменить учебник, или отдать предпочтение более длительным курсам, во время которых у вас будет время на полноценную обработку материала.

Школьный урок недаром длится 45 минут – давно установлено, что сохранять работоспособность и сфокусированное внимание дольше без перерыва крайне сложно. Делайте перерывы, меняйте род деятельности вовремя, иначе переутомления и снижения эффективности обучения не избежать.

 

Регулярные тренировки мозга, исключение факторов, препятствующих обучению и курсовой прием добавок, питающих нервную систему, являются слагаемыми успешного повышения способности к обучению. В качестве добавки, повышающей эффективность работы мозга, следует отметить БАД Dr. Eglar MEMO. Его действующими компонентами являются экстракты лекарственных растений, стимулирующих кровоснабжение в сосудах мозга и питание клеток нервной системы – гинкго билоба, левзеи сафлоровидной, астрагала перепончатого, а также витамин D, важный для работы нервных клеток. 

Мнение специалиста

Пушкарева Наталья

Пушкарева Наталья

Провизор, health coach, консультант по витаминам, бадам и здоровому образу жизни.

Одним из серьезных факторов, препятствующих обучению, является стресс. При стрессе образуются гормоны кортизол и адреналин, действие которых направлено на то, чтобы человек выжил, а не осваивал новые знания. Сейчас существует множество техник, направленных на избавление от стресса – дыхательные практики, релаксация, медитация, среди этого разнообразия каждый человек может выбрать технику, оптимальную именно для него.